О сколько нам открытий чудных…Стихотворение Александра Пушкина

Л.Ф. Котов О, сколько нам открытий чудных А может, стих не закончен

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель…

1829 г.

впервые опубликовано в 1884 г.

Наука в творчестве Пушкина

Вкрапления «научной» тематики в поэтических произведениях Пушкина довольно часты. Но это пятистишие можно назвать квинтэссенцией темы «Наука в творчестве Пушкина».

Всего пять строк, а какой охват — просвещение, опыт, гений, случай — все составляющие, определяющие прогресс человечества.

Интерес Пушкина к совремённой ему науке был весьма глубок и разностороннен (как, впрочем, и к другим сторонам человеческой деятельности). Подтверждение этому — его библиотека, в которой есть работы по теории вероятностей, труды современника Пушкина, академика В.В.Петрова — русского физика-экспериментатора по исследованию электрических явлений и другие (на русском и иностранных языках).

Библиотека Пушкина в его в музее-квартире, включает немало книг по естественнонаучной тематике: философские труды Платона, Канта, Фихте, работы Паскаля, Бюффона, Кювье по естествознанию, сочинения Лейбница по математическому анализу, труды Гершеля по астрономии, исследования по физике и механике Араго и Даламбера, работы Лапласа по теории вероятности и др.

Пушкин, являясь редактором и издателем журнала «Современник», регулярно размещал в нём статьи ученых, отражающие научную и техническую тематику.

О достижениях физики того времени Пушкин мог узнавать и из общения со знаменитым учёным, изобретателем П.Л.Шиллингом, создателем первого электромагнитного телеграфного аппарата, электрической мины. Его Пушкин знал очень хорошо и изобретения Шиллинга вполне мог видеть в действии.

Интерес Поэта к творчеству Ломоносова можно оценить из того факта, что он, прочитав журнале «Московский телеграф» «Послужной список М.В. Ломоносова за 1751-1756 гг.», поразился многогранностью, глубиной исследований. Свое восхищение поэт выразил так: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник…». А позже добавляет: «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

теперь посмотрите, каким примерно могло быть это стихотворение, если бы Поэт попытался дописать строку с недостающей рифмой.

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель…

И праздный фантазёр-мечтатель.

Это пушкинское пятистишие было обнаружено после гибели поэта, при разборе его рабочих тетрадей. В четырёх первых строках рифмовка смежная, а пятая строка осталась без пары. Можно предположить, что Пушкин не закончил это стихотворение.

Читаю эти строки и видится мне, как поэт наскоро набрасывает экспромт, созревавший в подсознании, и вдруг излившийся в готовом виде при чтении в газете или журнале сообщения об очередном научном открытии. Я представил — «наскоро», но как-то не вяжется это слово с писанием гусиным пером; более правдоподобно, что писал Пушкин довольно медленно, что способствовало рождению в его подсознании этих гениальных строк, включающих в себя все «двигатели прогресса» — просвещение, опыт, гений, случай — уже в готовом виде. Мне представляется, что экспромтом были написаны первые 4 строки, а 5-ю, после перечтения написанного, поэт добавил после некоторого раздумья. Добавил и откложил для последующего прочтения и возможного использования в каком-либо из будущих произведений. Но… не случилось и фрагмент так и остался не опубликованным при жизни автора.

Конечно, это только мои личные представления, не на чём не основанные, но и пишу-то я их под заголовком «Заметки на полях».

А потому продолжу. Мне представляется, что поэт отложил этот фрагмент, так как чувствовал некоторую неполноту охвата в этом стихотворении явления рождения новых открытий. Отложил, чтобы в последствии додумать. Но… не случилось.

Возьму на себя смелость (кто-то скажет — нахальство) и попробую дополнить недостающую (по моему мнению) строку:

И праздный фантазёр-мечтатель.

Поскольку Пушкин и сам был большим фантазёром, полагаю, что он не стал бы возражать против роли фантазии в подготовке пути к открытию. Но, в закрепление своей мысли, добавляю к своей строке обращение к Поэту:

О, согласись, поэт, мечтатель —

Фантазий призрачных приятель

К открытьям намечает путь,

Хоть не дано ему взглянуть,

Порой, на плод своей мечты.

Я мыслю, согласился б ты:

И он к открытиям причастен,

Хоть над судьбою их не властен

культура искусство общество общество

478

30

И гений, парадоксов друг

Категория: Другие новости

«…высокая кулинария и прекрасная музыка — два дерева одного корня».

Джоакино Россини, письма.220 лет назад родился гениальный композитор и друга Никколо Паганини Джоаккино Россини и случилось это именно 29 февраля. Всем известно, что эта дата бывает только раз в четыре года, видимо, это еще одна шутка великого маэстро и виртуозного шеф-повара. Да-да, не стоит удивляться, Россини был гением не только музыки, но и кулинарии. Об этом в Европе писали газеты так: «Вряд ли какой-нибудь повар в Париже или даже в Неаполе сумеет так приготовить макароны, как Россини».Да и сам композитор признавался, что он плакал в жизни всего два раза: впервые, когда услышал игру Паганини и еще раз, когда уронил приготовленное им блюдо макарон. Вот интересно, что заставило веселого итальянца лить слезы?  Думается, что если Вы когда-нибудь отведаете макароны по рецепту Россини, Вы поймете, от чего же плакал автор такого рецепта.Вообще Россини был остроумный человек, с которым происходило много разных веселых историй. Вот, например,  эта: как-то во время карнавала он и Паганини переоделись нищими и отправились простить милостыню. Пухленький Россини казался ещё толще, благодаря подложенной подушечке, Паганини же был тощим, как щепка, да ещё выряжен в женское платье!Толпа была в изумлении, пара бродячих музыкантов виртуозно играет на гитаре и скрипке. Мы предлагаем всем вспомнить  веселого итальянца и его «Севильского цирюльника» — всемирно известную искрометную оперу-буфф в уникальной режиссерской постановке как лучший образец Art-Fusion.Желаем Вам приятного просмотра.

Рецепт пасты «Россини» от Россини — автора 40 опер.Обдайте кипятком 300 г макарон, откиньте их на дуршлаг и, когда вода стечет, вытрите их салфеткой. В трех литрах воды сварите килограмм нежирного мяса, добавьте среднюю луковицу, морковку, петрушку, сельдерей. Не забудьте снять пену.Когда мясо сварится, процедите бульон через сложенную вдвое марлю. Залейте макароны литром кипящего бульона и на медленном огне варите минут 20-25. Затем откиньте на дуршлаг и, когда влага стечет, размешайте с 50 г сливочного масла. 300 г отварного мяса нарежьте кусочками.Теперь возьмите 200 г нарезанной говяжьей печенки и поджарьте ее на сливочном масле с небольшим количеством нарезанной тонкими ломтиками моркови, а также с петрушкой и столовой ложкой мельчайшим образом нашинкованного лука. Соедините со всем этим нарезанное вареное мясо и, добавив предварительно поджаренные до золотистого цвета две столовые ложки нашинкованного репчатого лука, прогрейте смесь на сковороде, немного полив бульоном. Когда смесь остынет, дважды проверните ее через мясорубку. По вкусу посолите и поперчите. Слегка взбейте два яйца.Гладкую форму смажьте холодным маслом, посыпьте толчеными сухарями и кладите попеременно слой макарон (смазывая всякий раз сверху яйцом), слой тертого сыра (3-4 ст. ложки), слой мясной смеси. Верхний слой должен быть из макарон, смажьте его взбитым яйцом, посыпав предварительно тертым сыром. Держите блюдо в духовке на среднем огне, пока на его поверхности не появится золотистая корочка.Нарезанные кусками макароны подаются с бульоном.

Находка

Однажды, когда я перелистывала страницы «Жизни Алтая», взгляд зацепился за сообщение на первой полосе – в рекламе барнаульского цирка Коромыслова увидела знакомую фамилию:

«В среду, 5 февраля 1914 года, состоится большое грандиозн. бенефисное представление. Спешите видеть и слышать. Бенефис талантливой юной лирической певицы и соло-балерины Аннет Жеймо. В этот день бенефициантка Аннет Жеймо исполнит несколько романсов из сборника Вяльцевой и Плевицкой. Танцы шотландский, римский. В бенефисе участвуют исключительно лучшие артисты цирка. Программа новинок. В заключение будет поставлена оригинальн. пантомима «Дамская ловушка»».

«Жеймо, «Золушка»…» – других ассоциаций после прочтения старой афиши возникнуть не могло. Но я не спешила радоваться: год-то в выходных данных газеты указан 1914-й (родилась Янина Жеймо 29 мая 1909-го), какое она имела отношение к Аннет? И вообще, мало ли Жеймо на свете или даже в отдельно взятой Польше?

Интернет – кстати, не слишком надежный помощник в поисках – подтвердил: да, будущая Золушка в детские годы выступала в цирке. Увы, и этот факт, как и другие эпизоды биографии Янины Жеймо, Всемирная паутина безбожно перевирала. Но я привыкла опираться в поиске только на достоверные источники. Их же в этот раз было совсем немного. Сначала нашлось такое сообщение: впервые на арене цирка малышка Яня выступила, когда ей было… два года и восемь месяцев. И случилось это в Тобольске. Поразмыслив, я пришла к выводу: семья Яни вполне могла в 1912 году гастролировать по городам Сибири – а вдруг Жеймо побывали и в Барнауле тоже? Может, будущая Золушка в юном возрасте выступала на нашей малой родине? Ведь цирк-то в городе был! Увы, изучение той же «Жизни Алтая» зимы-весны 1912-го дало нулевой результат. Где же искать дальше? Решила просмотреть источники «по профилю».

Мне повезло: наиболее полную информацию о цирковой династии Жеймо я нашла в издании сорокалетней давности «Цирк. Маленькая энциклопедия». Вот что там можно прочесть:

«Жеймо – семья цирковых артистов. Вацлав Мартынович Ж. (1861-30.XI, 1942). В цирке с детства (ученик в труппе Феррони): акробат, воздушный гимнаст, позднее клоун и цирковой режиссёр. Дети Вацлава Мартыновича Ж.: Йозеф (Иосиф) Болеслав Вацлавович Ж. (1890 – 1922) – акробат, гимнаст; Павел Вацлавович Ж. (р. 1901) – акробат, гимнаст, клоун. В 90-х гг. 19 в. Ж. исполняли номера «Плечевые акробаты-прыгуны», клоунское антре; с 1912 – муз.-эксцентрич. номер, в к-ром участвовали дочери Иозефа Болеслава Ж.: Елена Иосифовна Ж. (по мужу – Деева, р. 15.1. 1908) и Янина Болеславовна Ж. С 5-летнего возраста Елена и Янина Ж. стали исполнять характерные танцы, а с 1916 – танцы с трансформацией. Янина Ж. в семейном муз. номере заняла положение премьерши как девочка-клоун. С 1918 Ж. исполняли номера: муз.-эксцентрический, «Вольтиж», «Джигитовка», «Гротеск на лошади», клоунады в воздушном полёте «6 чертей» (Павел – ловитор, остальные – вольтижёры).

Елена и Янина Ж. работали в цирке до 1924, позже – на эстраде с муз. номерами. Янина Ж. известна как киноактриса. В 1925 поступила в киномастерскую ФЭКС (окончила в 1929), снималась в кино (фильмы «Песня о счастье», «Враги», «Шёл солдат с фронта», «Подруги», «Горячие денёчки», «Золушка», «Март – апрель» и др.).

В 1926 в муз. номер Ж. вошли дочери Павла Вацлавовича Ж.: Ядвига Павловна Ж. (р. 1922) и Люциана Павловна Ж. (р. 1924). В конце 20-х – нач. 30-х гг. семья Ж. показала свою последнюю работу – комбинированный номер на шарах (псевд. – Аренд), Люциана Павловна работает на эстраде как ксилофонистка».

В другом источнике – телефонных книгах Ленинграда – я нашла сведения о членах семьи Жеймо, после революции обосновавшихся в Северной столице. Забегая вперед, вспомню общеизвестный факт: в «сороковые роковые» Янина Жеймо жила в Ленинграде. Ее племянник Аркадий (сын самой младшей, Августы) сообщил мне, что одна из сестер, Вержиния, погибла в блокаду…

Список источников

  • www.cult-and-art.net
  • www.ap22.ru
  • bibcity.ru