Иосиф Бродский

Анализ стихотворения Бродского Натюрморт

Стихотворение «Натюрморт» было написано Иосифом Александровичем Бродским в 1971 году. Оно полностью соответствует своему названию, поскольку сюжет вращается вокруг одной темы – мёртвой природы (дословный перевод французского выражения «nature morte»). Постепенно читатель обнаруживает, что под этим определением поэт понимает не только окружающий мир, заснувший по зиме, но и самого себя.

Произведение состоит из 10 частей, в каждой из которых по три четверостишия. Стиль повествования типичный для Бродского: поэт разрывает фразы, помещая часть на одну строку, а продолжение – на другую. Размер трудно определяется, ритм создаётся с помощью сложноорганизованных пауз.

Первая часть стихотворения представляет собой экспозицию. Мы видим поэта сидящим в каком-то парке, вглядывающимся в спины безликим людям. Автор говорит, что смотрит вслед семье, но от этих слов не веет теплом. Вообще всё стихотворение пронизано тоской и леденящим холодом. Немудрено, ведь
Это январь. Зима
Согласно календарю.

Строки стихотворения короткие и резкие, под стать порывам январского ветра. Поэт использует множество мрачных эпитетов, передающих его настроение: «бесплодный труд», «холодная кровь», «венозная синева», «корявые вензеля» корней.

Неприютен мир, который рисует поэт. В нём живут скучные серые люди. Поэт рисует их портреты такими же неприятными красками:
Что-то в их лицах есть,
что противно уму.
Что выражает лесть
неизвестно кому.

Отторжение усилено с помощью анафоры. В противовес этому досадному явлению автор много внимания уделяет вещам. Он открыто заявляет, что вещи куда привлекательнее людей. Иосиф Александрович использует нетривиальные сравнения: старый буфет и собор Нотр-Дам де Пари. Самого себя и неживой предмет. Родство человеческого существа и вещи поэт показывает на примере собственного тела. Как предмет, оно холодно и неподвижно:
Я неподвижен. Два
бедра холодны, как лёд.

Вещь не стоит. И не
движется. Это — бред.

Представляется, такое отношение к себе как к вещи помогает автору перенести мысль о бренности бытия. В девятой части Иосиф Александрович рисует картину встречи со смертью, опровергает её стереотипный облик старухи с косой. Вместе с тем он отвергает саму идею смерти, потому что, по его представлению, когда она придёт, то найдёт уже пустое холодное тело. То есть, жизнь ничем не отличается от небытия.

Возможно, поэтому в десятой части появляется неожиданный библейский сюжет. Здесь поэт приводит диалог между Девой Марией и Христом. Божья матерь выпытывает у Иисуса, бог он или сын, жив он или мёртв. На что тот отвечает, что это не имеет значения

Главное слово – «твой», то есть, важно, что он родное дитя Марии, что они рядом друг с другом

Думается, что здесь кроется глубокое переживание Иосифа Александровича, которого отвергла его родина. Находясь в эмиграции, поэт страдал оттого, что не мог повидать отца и мать, не мог прикоснуться к родной земле. Таким образом, хладнокровное рассуждение о превосходстве постоянства вещей над переменчивостью человеческой натуры можно трактовать как завуалированный крик боли и тоски по семье и дому.

Бродский

Анализ стихотворения Я памятник воздвиг себе иной Бродского

Иосиф Александрович Бродский уже в 22 года пишет программное стихотворение «Я памятник воздвиг себе иной!» Сочетая простоту, иронию и горечь, поэт создает как картину личных переживаний, так и картину эпохи, в которую он жил и творил.

Стихотворение написано в 1962 году. Его автору 22 года, он женат, знаком с А. Ахматовой, считается едва ли не самым одаренным молодым поэтом тех лет, публиковаться ему запрещено, он мечтает вырваться из СССР. По жанру — философская лирика, по размеру — пятистопный ямб со смежной рифмой, 5 строф. Лирический герой — сам автор. Первую, декларативную строку, И. Бродский делает отдельной строфой. Рифмы открытые и закрытые. Композиция сюжетная.

Безусловно, его «Памятник» — это перекличка со стихами на подобную тему М. Ломоносова, Г. Державина, А. Пушкина, В. Брюсова. В нем нет высокой патетики, размышлений о признании будущими поколениями, о том следе, который он оставил на земле, пути, проложенном для поэтов, что придут позднее. Гипсовый бюст посреди фонтана в городском дворике — на меньший памятник он не согласен! «Постыдное столетие»: поэт не приемлет лицемерие советской власти, параноидальный поиск врага, желание контроля не только над социальной, но и личной, а тем более, творческой жизнью человека.

Он терял любовь, но старается не терять самоуважения, независимости. Только самому себе он позволяет горько посмеяться над обстоятельствами своей жизни. Интонация, однако, размеренная, торжественная, без восклицаний и вопросов. Что особенно контрастирует с ироническим, даже чуть издевательским, содержанием строк: ягодицы к морю полуправд. Кстати говоря, хотя он видит памятник свой бюстом, но описывает при этом всю свою фигуру в той позе, что ему мила. «Я облик свой не стану изменять»: ключевая фраза произведения. Повторы и перечисления доводят напряжение до апогея: пускай меня разрушат, расчленят. «Струей воды ударю в небеса»: здесь чувствуется твердое осознание себя как поэта, своего творчества — как самоценности. Между тем, И. Бродский не сомневается, что хоть и такой нелепый, как часто это бывает, и помпезный памятник все же будет когда-нибудь стоять и на его Родине. Пусть и «на радость детворе», не подозревающей, кому он установлен.

Метафоры: постыдное столетье, усталость вознесла, струей ударю в небеса. Перифраз: большая страна (СССР). Сравнения: рассудок, как решето. Обращение к Музе без пафоса, как понимающей сестре, тоже испытавшей преследования и оскорбления.

«Я памятник воздвиг себе иной» И. Бродского написано в ранний период творчества, но отличается зрелостью содержания и свободой формы.

Список источников

  • rustih.ru
  • pishi-stihi.ru
The following two tabs change content below.