Когда впервые в человеческих глазах загорелся озорной огонек азарта при ожидании исхода игры – на это не дает ответа мудрая муза истории по имени Клио. Но, так или иначе, это событие положило начало увлекательной и захватывающей эпопее всемирного распространения игр. Несомненно одно – игровой азарт столь же древний, что и азарт победы в тягостном и грозном сражении. Да и что в самом деле есть любая игра, если не сражение, в котором именно к победе неистово стремится каждый из игроков? И, находя необычайную привлекательность как в ожидании с замиранием сердца исхода игры, так и в самом бросании костей или обдумывании замысловатых карточных либо шахматных ходов, любой завзятый игрок навряд ли найдет силы отказаться от своего увлечения. Другое дело, что со временем, по мере распространения и развития по всем континентам, игры обнаружили свою подспудную природу, сходную с природой любой зависимости – будь то курение или употребление спиртного. И это, как ни печально констатировать, не самым лучшим образом отразилось на судьбах многих...

ШАХМАТЫ - ЭХО ДРЕВНИХ СРАЖЕНИЙ


shahmaty 1   Любопытно, что при зарождении такой нынче известной и любимой игры, как шахматы, которое предположительно произошло на севере Индии примерно в 500 году, огромную роль сыграла общая военная обстановка того времени. По сути, войны, в которых азартно принимали участие правители небольших княжеств тогдашней Индии, и послужили своеобразным толчком к созданию игры в шахматы, которая в то время носила название «четыре части». Название это подчеркивало, если можно так выразиться, «состав войск» в игре.

   Итак, войска делились на отважную пехоту «падати», стремительную кавалерию «ашва», страшные боевые колесницы «ратха» и, наконец, вселяющих ужас в противника грозных боевых слонов «хасти». Так повелось, что правители в канун грозного сражения, сначала осуществляли свои тактические и стратегические эскапады на многоклеточной доске. И не исключено, что в таких игровых сражениях принимали участие те самые военачальники, которые возглавляли все основные боевые подразделения. А потом уже, обретя опыт, они сражались в настоящих боях, руководя пехотой и кавалерией, а также слонами и колесницами с тем же пылом, с каким накануне передвигали изящные шахматные фигурки. И получалось, что реальный бой подтверждал или опровергал интуитивные стратегические догадки, которые проигрывались на шахматной доске. Эта парадоксальная взаимосвязь военных действий по образцу игровых ходов с одной стороны, позволила разработать четкий свод шахматных правил, а с другой – давала в реальности явное преимущество тем раджам, которые были наиболее искусны в продвижении пешек и других фигур по шахматному полю.

   И вовсе неудивительно, что в этой атмосфере прообраз шахмат возник как бы сам собой, а затем эта игра, утеряв свой первоначальный «военный» смысл, но в полной мере сохранив воинственный пыл, распространилась по всем континентам.

КОСТИ КАК МАГИЯ И АЗАРТ

   Однако, если в древности азарт шахмат подпитывался смертельным риском для раджи и его двора при проигрыше на поле брани, то затем эта игра стала скорее kosty2состязанием честолюбий, почитания, оторванным от ставок жизни-смерти на поле брани. Такой «оторванностью» сегодня и отличаются «умеренно азартные», интеллектуальные состязания (шахматы, шашки) от знаменитой игры «в кости», сумевшей в полной мере сохранить свой изначальный отчаянно азартный и увлекательный потенциал.

   Само название этой игры говорит о том, что вначале для нее использовались кости животных, остававшиеся, как можно предполагать, после удачных охотничьих вылазок того или иного племени. И это лишь подчеркивает ту древность, в которой заключаются истоки азартных игр. Самые первые упоминания об этом увлекательном времяпрепровождении можно отнести чуть ли не к периоду существования легендарной Атлантиды, о которой упоминает древнегреческий историк и философ Платон. В то же время, как утверждал не менее известный в Древней Греции Геродот, написавший свои бессмертные исторические хроники, кости были изобретены в эпоху правления царя Лидии Атиса. И сделано это изобретение, по мнению Геродота, было для того, чтобы лидийцы могли переносить напавший на них в то время из-за тотального неурожая голод. То есть, за игрой в кости, жители Лидии могли голодать в течение суток – с тем, чтобы на следующий день вознаградить себя за воздержание. Таким образом, при помощи игры происходила экономия продуктов. Остается только надеяться, что древние лидийцы не проигрывали друг другу столь дефицитные в то время продукты…

НЕЛЬЗЯ ПРОТИВИТЬСЯ ОЧАРОВАНЬЮ


kitajzy2   Во всяком случае, игра в кости была известна Индии, Китаю, Египту, Месопотамии и Вавилону с незапамятных времен. И что только не проделывали с костями эти народы! Они метали их в круг, определяя выигрыш по расположению костяшек, забрасывали в предназначенные для этого отверстия, делали ставки на «чет» и «нечет», уповая при этом лишь на милость Фортуны.

   Конечно же, всем игрокам хотелось выиграть. Они пускались на всевозможные ухищрения, чтобы обставить своих не таких шустрых собратьев. Помимо магических манипуляций, которые не всегда заканчивались удачей, древние игроки специально утяжеляли кости и меняли центр тяжести так, чтобы всегда выпадали наибольшие значения. В итоге игра так захватила римлян и древних греков, что правителям ничего не оставалось, как издать строгий закон против этой напасти. То же наблюдалось и среди древних германцев, которые, по свидетельству еще одного мудрого историка − Тацита, настолько увлекались игрой в кости, что ставили на кон самих себя. И при проигрыше добровольно становились рабами победителей, которые тут же использовали эту прекрасную возможность обогатиться и продавали новообретенную человеческую собственность на торгах.

   Надо ли упоминать о том, что игра в кости захватила и знаменитых индейцев майя (тех, что подготовили нам календарь, повествующий о конце света), и ацтеков, и обитателей Африканского континента. И даже лапландцев, которые, по всей видимости, готовили атрибуты для игры из зубов крупных морских зверей, в частности, из моржовых клыков. Конечно, такие азарт, страсть, не могли не беспокоить властей, в связи с чем, они, как мы бы сейчас сказали, принимали меры. Так, к примеру, в средневековой Европе на протяжении многих лет существовали и издавались все новые указы, воспрещающие игру в кости, а также назначающие наказание за подделку фишек.

ДОМИНО И ДОМИНИКАНЦЫ

   Проявляя солидарность со светской властью, на весьма оригинальный манер попыталась справиться с азартом игроков власть религиозная. Так, она предложила использовать кости как символы священных добродетелей. В итоге, предложенная игра «с добродетелями» оказалась столь же разрушительной, как и с простыми костяшками.

   Не отставали от западного мира и славяне, у которых игра в кости распространилась под названием «зернь». Кости метали в специальных игорных комнатах при кабаках, развлекались ими на постоялых дворах во время передышки в долгом путешествии, а также убивали время в ожидании чета или нечета, отбывая наказание в острогах и на каторге. Костяшками, окрашенными в разные цвета, оплачивали карточные долги – иными словами, костяшки тоже представляли ценность. Они-то, по сути, и породили такую распространенную игру, как домино. Насчет ее возникновения есть две версии.

   Первая: первыми выкладывать цепочки костяшек домино начали монахи-доминиканцы, которые ощутили потребность развлечься под высокими сводами своих монастырей. Они назвали эту игру в соответствии с латинским словом «dominans» (господин). Вторая: «доминошки» первоначально использовались для гаданий в странах Древнего Востока, а позже «ушли в народ» и стали применяться в играх. Подтверждением этой версии можно считать тот факт, что домино до сих пор используется в практике гаданий.

ПОД СЕНЬЮ «КОЛЕСА ФОРТУНЫ»

   Еще одним весьма любимым видом азартной игры является так называемое «колесо Фортуны» − по нашему, рулетка. Парадоксально, но изобретение рулетки koleso fortunyприписывают знаменитому математику XVII века Блезу Паскалю, который задался целью изучить возможности случайного выпадения различных чисел для того, чтобы найти в этом свою закономерность. Он, конечно же, и представить себе не мог, что его «колесо Фортуны» будет сверкать и переливаться в свете вечерних огней казино под мерные выкрики крупье: «Делаем ставки, господа!» И что игроки, просидевшие всю ночь, не отрывая взгляда от его магического вращения, будут выходить наутро с ощущением безнадежности, полного провала, а то, напротив, с безмерным ощущением счастья от выигрыша баснословной суммы.

   Не менее баснословные суммы, кстати говоря, выигрывают и проигрывают азартные игроки в карты. Эти маленькие разноцветные картинки на кусочках лакированной клеенки, созданные для развлечения китайских императоров VII века, как оказалось, несли в себе столь мощный потенциал, что впоследствии стали основой для развития огромных карточных игровых корпораций. Причем игра в карты, соединяя в себе азарт и риск с довольно высоким интеллектуальным уровнем, приобрели не меньшую популярность, чем знаменитые «чет и нечет» и рулетка. Вполне возможно, что интеллектуальный и культурный посыл был заложен в картах с самого начала – тогда, когда на этих картинках были написаны фрагменты стихотворения, а задачей игроков было их собрать в целостное произведение.

ИГОРНЫЙ БИЗНЕС РАЗВИВАЕТСЯ

   В славные Средние века карты оккупировали Европу и были признаны весьма увлекательной и мудрой игрой. Они также использовались для познавательных целей – исторических, географических и прочих, в том числе и сатирических, высмеивающих различных политических деятелей. Создается впечатление, что рисовальщики карт постоянно пытались увести их от игральной сути, что им не вполне удавалось. Кстати говоря, европейцы приписывают происхождение карточной игры сарацинам – по крайней мере, о картах в Европе узнали после крестовых походов.

   При этом власти, наблюдая губительные последствия проигрышей в карты, пытались бороться с этим злом путем запретов. Так, уже в XVII веке во Франции и Германии были изданы законы, согласно которым азартная игра в карты каралась штрафами, тюремным заключением, изгнанием за пределы города и т. д. В России в то время заядлых картежников бивали кнутом, а сами отобранные карты сжигали. Начиная с Петра I, все российские цари боролись с картами путем грозных указов. Большевики после 1917-го отнеслись к карточным и другим азартным играм лояльно − в 1921 году разрешили тотализаторы, а также игорные клубы на условиях концессии. А вот первые легальные казино появились здесь лишь в конце 90-х минувшего столетия. То было временем практически бесконтрольного распространения игорных заведений.

Лишь в 2009 году на законодательном уровне была сделана попытка упорядочить эту разрушительную стихию. Но, несмотря на запреты, игровые заведения имеются повсеместно. По разным данным, в стране продолжают действовать не одна тысяча полулегальных и подпольных игровых домов, которые словно пылесосом вытягивают деньги из карманов азартных игроков. Ведь денежные суммы, драгоценности, недвижимое имущество и пр., фигурирующие в игорном бизнесе, огромны. И парадокс в том, что играть в игру ради самой игры, без риска лишиться всего состояния, а то и личной свободы – не так захватывающе интересно. Об этом, по всей видимости, знает любой игрок. Наверное, каждый засиживающийся за игорным столом знаком с ощущением ожидания выигрыша. А его все нет, потому что его нет вообще, он не существует. Но есть зависимость, которая требует незамедлительного, серьезного лечения, поскольку человек ставит на кон свою судьбу…

Татьяна Сергеева