Один из парадоксов матушки-Природы состоит в том, что по всем уголкам и ландшафтам земного шара повсеместно распространены различные растения наркотического действия. В сумрачных лесах таятся яркие мухоморы и невзрачные поганки, а также многие другие грибы, которые оказывают самое губительное и отравляющее воздействие на того собирателя, что рискнул их отпробовать.

На широких степных пространствах, на лугах и вдоль древних караванных путей спокон веков произрастает уникальное растение − конопля, бывшая весьма полезной человеку для изготовления волокон, пока кто-то не додумался высушить ее листочки и подышать этим ароматом. Во влажных лесах произрастает кока, листья которой содержат не менее сильный наркотик, который однажды был обнаружен любопытным аборигеном, решившим их пожевать. Даже в безлюдных жарких пустынях Мексики растут кактусы под названием пейот, из которых, при сильном желании, можно приготовить наркотик, буквально сшибающий с ног и лишающий последних признаков рассудка.

РАДОСТЬ ДРЕВНИХ

shumery   Немудрено, что древние люди, занимаясь собирательством в поисках съедобных растений, вынуждены были испытывать на себе все качества тех или иных незнакомых плодов, листьев или корешков, а то и сердцевины стеблей или стволов, которые тоже используются в пищу – к примеру, в случае с хлебным деревом. И вот, некоторые такие отважные испытатели погибали в муках, другие – отменно наедались и рекомендовали всему племени найденные растения.

   А некоторые, пережив ряд ошеломительных изменений сознания и умудрившись при этом прийти в себя, запоминали наркотические растения и потом нашли им вполне оправданное применение. А именно, начали использовать их в различных магических ритуалах, призванных наладить прямую связь с богами и выпросить у них каких-либо поблажек − удачи в охоте, защиты от кровожадных врагов…

   Наиболее древне и распространенное наркотическое средство − опиум, который добывался из особого сорта снотворного мака. Человечество еще не знало железа, вовсю пользовалось бронзовыми орудиями и только приступило к развитию и заложению основ сельского хозяйства, а маковые плантации уже высаживались с усердием, достойным лучшего применения.

   Так, мак снотворный и его наркотическое действие были хорошо известны древним шумерам, о чем они не преминули оставить надписи на глиняных табличках, отысканных археологами в Нижней Месопотамии. Возраст этих табличек составляет не менее 5 тысяч лет. При этом древние шумеры не ограничились простым описанием
действия препаратов мака, а оставили – видимо, на память своим потомкам, которых, возможно, посчитали не слишком сообразительными в этом смысле − рецепт изготовления опиума. Судя по этим описаниям, шумеры заключили, что препарат мака призван радовать людей, поэтому и назвали его простенько и со вкусом «радость», что по шумерски звучало «гиль».

СОН СМЕРТИ

   Своеобразную славу и мистическое очарование легенды придали опиумному маку древние греки, известные своейhipnos i Tanatos вычурной и сложной мифологией, а также высочайшим во время XIV-XII веков до нашей эры уровнем культуры. По их представлениям мак вырос в тот момент, когда Венера оплакивала гибель Адониса. Испытав на себе действие опиума, греки установили, что он не только погружает человека в сон, но и смертельно опасен, неизбежно убивая пристрастившихся. Тем более, что глубокий наркотический сон, вызванный опиумом (сейчас бы мы назвали его наркотической комой) мог легко причинить смерть, если количество употребленного вещества было достаточно солидным. Поэтому головки мака составляли неизменную атрибутику при появлении священных изображений двух богов-братьев – Гипноса (бога сна) и Танатоса (бога смерти). Показательно, что и гирлянды, и венки, украшающие этих богов, составлены отнюдь не из цветов мака (что было бы более естественно), а именно из его головок, из которых и добывалось наркотическое вещество. Кстати, само слово «опиум» имеет греческое происхождение и было образовано, как установили лингвисты, от «opium», что означает «сок». Греки умели использовать для изготовления наркотика выступающую на разрезанных маковых коробочках тягучую жидкость.

   Не брезговали употреблением опиума и жители древней Иудеи. Это подтверждается упоминаниями об опиуме на страницах Талмуда, а именно, в его части, посвященной медицинским снадобьям. И, наконец, не избежали открытия наркотических свойств препаратов мака древние египтяне – еще оплот величайших достижений цивилизации минувших тысячелетий. Египтяне оставили после себя множество папирусов с записками и рисунками, в содержании которых довольно подробно отражен их быт, различные обряды и празднества, участие в полевых работах, в строительстве храмов и т. д. Так вот, известный ученый-египтолог Томпсон установил, что в записи на одном из таких папирусов рассказывается о процессе сбора млечного макового сока, которым занимается поутру целое семейство.

ПУТЕШЕСТВИЕ СКВОЗЬ ВРЕМЯ

kurilnia 1   Таким образом, открытый в незапамятные времена, опиум продолжил свое путешествие сквозь время. Мы находим его основательное распространение в восточных государствах, где он на протяжении столетий стал чем-то привычным и обыденным. Как правило, общеупотребительное для жителей Востока курение кальяна содержало в себе опиум или гашиш, который тоже имеет свою древнюю и весьма разветвленную историю употребления. Колониальная экспансия жителей Европы, которые называли себя обитателями Старого Света, привела к тому, что к XVIII веку они уже в полной мере оценили действие наркотических веществ, которые употреблялись, к примеру, в опиумных курильнях Китая. В результате, жертвами наркотического пристрастия стало немалое количество европейцев, опиум и гашиш хлынули на европейский рынок в ряду так называемых «колониальных товаров».

   С другой стороны, свойства опиума уменьшать боль и погружать человека в сон давно подметили врачи. Такие известные корифеи древнего врачевания, как Парацельс, Цельсий, Гален, Авиценна, а также «отец медицины», знаменитый Гиппократ, были хорошо осведомлены о том, каким образом можно добыть опиум и, не испытывая никаких сомнений, прописывали это вещество пациентам. Наверное, они не отслеживали признаки зависимости, которую неизбежно приносит с собой более-менее постоянное употребление наркотика. Хотя, возможно, что однократный прием опиума не мог спровоцировать заболевание наркоманией, и древние пациенты счастливо выздоравливали от своих хворей, пусть даже им в этом помог опиум.

   Гораздо меньше повезло их потомкам, которые открывая опиум и гашиш, со страстью предались их употреблению, нимало не подозревая о той опасности, что их подстерегала. Достаточно сказать, что капли с содержанием опиума под названием «лаундаум» свободно можно было купить в любой аптеке Англии XVIII века в качестве успокоительного средства. Сегодня мы не можем сказать, какое количество людей пристрастилось к этим «безобидным» капелькам. Но точно известно, что наиболее предприимчивые колонизаторы, в частности, англичане, сами занялись обустройством маковых плантаций и торговлей опиумом.

ОПЛОТ ГОРНОГО СТАРЦА

   Что касается еще одного чрезвычайно распространенного наркотика – гашиша, который добывается из особого сорта конопли, то есть исторические документы,hasan
живописующие использование настоя этого растения примерно за две с половиной тысячи лет до нашей эры в Китае. В то время настой использовали как лекарственное средства, по всей видимости, полностью отвлекающее страдальцев от кашля, диареи и подагры. Далее, гашиш и опиум в прямом смысле слова сумели вписаться в целую идеологию с довольно прочными устоями. Речь идет об уникальном поселении Аламут в Персии, которое основал около 1090 года знаменитый Горный старец – Хасан ибн Сабах. Жители этой крепости прославились в мусульманском мире, а также далеко за его пределами прежде всего как коварные, неумолимые и неуловимые убийцы. Несмотря на то, что крепость являлась своеобразным средоточием знаний, так как в ней были собраны редкие научные рукописи, название «Аламут» звучало мрачно и таинственно. И немудрено – ходили упорные слухи о том, что воины, подчиненные Хасану, повиновались беспрекословно и охотно принимали смерть, если на то была воля Горного старца.

   А объяснялось это тем, что Хасан пользовал избранных гашишем. Причем обитатели крепости вели чрезвычайно аскетическое существование, на фоне которого сладостные грезы, навеянные гашишем, казались им самым подлинным путешествием в рай по милости Аллаха. Таким образом, используя гашиш для управления своими подданными, Хасан ибн Сабах принимал участие во многих интригах тогдашней политики, а его верные бойцы получили прозвание «гашишины» или же, в позднем произношении, «ассасины». Последнее слово, кстати говоря, стало синонимом наемного убийцы. Впрочем, существует мнение, что видения рая возникали у хашишинов под воздействием опиума, а сам антураж, включая гурий, изысканные яства и напитки, составлялся специально подобранными людьми, призванными создать у одурманенных воинов подлинное впечатление райских кущ.

ВСПЛЕСК ЗАВИСИМОСТИ

   Даже сам Христофор Колумб, великий первооткрыватель неведомых берегов, невольно способствовал тому, что в Европу проникли кокаин и табак. Любопытно, что само зрелище человека, изрыгающего клубы дыма, казалось тогдашним современникам Колумба настолько шокирующим, что они считали первых курильщиков одержимыми дьяволом. Как ни парадоксально, но люди осознали опасность наркотиков только в минувшем столетии, когда уже вполне сформировалась разветвленная криминальная сеть выращивания мака, конопли, коки и других аналогичных растений, а также приготовления наркотических средств и сбыта. Так называемые «наркотические боссы» в полной мере оценили огромные прибыли, которые принесла торговля. Ведь еще в середине XIX века в Париже благополучно существовал клуб, который посещали не какие-нибудь поклонники, скажем, игры на скрипке, а самые настоящие «любители гашиша» (как они сами себя называли), среди которых был и всемирно известный поэт Шарль Бодлер…

   Итак, с бурным развитием химии наркотические вещества начали свое победное шествие по миру. В начале XIX века аптекарем из Ганновера Сертюрнером был открыт морфин, в середине этого же века был изобретен шприц для подкожных инъекций. Морфин широко использовался для обезболивания раненых солдат, которые принимали участие в войнах того времени (Крымской, франко-прусской), а также в Первой мировой войне. Это породило невиданный всплеск зависимости от морфия.

   Неутомимые ученые-медики продолжали исследования и для лечения морфинистов изобрели такие «замечательные» (естественно, в кавычках) средства, как кокаин и героин. Конечно же, это только ухудшило ситуацию – в цепких и безжалостных объятиях наркотического дурмана оказалось великое множество людей, не подозревающих о смертельной опасности «лечения».

К счастью, в начале XX века было прекращено добавление кокаина в такой нынче безобидный напиток, как кока-кола, реклама которого прежде содержала изображение листьев коки. Отгремели опиумные войны, связанные с давлением на Китай со стороны Великобритании. Отдали свою дань кокаину и морфию правители фашистской Германии. Вошло в спокойное русло движение хиппи, некогда захлестнувшее два огромных континента – Америку и Европу − и принесшее психоделическую культуру, наряду со свободным употреблением наркотиков.

К настоящему времени врачи всего мира прекрасно понимают всю опасность, которую несет немедицинское потребление наркотических веществ. В достаточной мере освещают эту тему средства массовой информации, осведомлены об этом и рядовые обыватели. Но, тем не менее, наркотики продолжают представлять собой грозную опасность как для наших современников, так и для будущих поколений. Ведь, как известно, наркотическая зависимость формируется очень быстро, а вот вырваться из цепких объятий дурмана бывает очень нелегко, а порой и невозможно…

Татьяна ВИТА