ОДЕРЖИМОСТЬ ПОКУПКАМИ- ШОПОГОЛИЗМ И ШОПОГОЛИКИ.

Об этой зависимости заговорили совсем недавно, и называется она «шопоголизм». Редакции «Внезависимости» не нравится это выражение, поэтому мы употребляем исконно русский термин – одержимость, а англоязычный аналог употребляем лишь по необходимости.  

 

polosa7 1

 

 МОЖНО ЛИ КУПИТЬ СЧАСТЬЕ? 

ШОПОГОЛИК В ДЕЙСТВИИ

sopogolik   В сравнительно недавнее время, лет эдак 60 назад, среди покупателей появились люди, для которых основной целью блуждания по магазинам стало не приобретение нужных вещей, а сам факт покупки. При этом они испытывают настолько приятные ощущения, что стремятся покупать снова и снова. Их называют шопоголиками, по аналогии с другими людьми, имеющими зависимости. Среди медиков даже принят термин «ономания», составленный из двух греческих слов: mania (безумие) и onios (продаваемый).

   Само понятие «шопоголик» или «ониоман» можно отнести к людям, которые нуждаются в эмоциональной поддержке, подспудно осознавая, что они утратили контроль над некоторыми событиями в своей жизни. Когда такой человек делает покупку, его мозг реагирует выбросом серотонина – «гормона счастья». И, покупая все в немереных количествах, шопоголики получают ощущение контроля над ситуацией. Это, в свою очередь, приносит им душевный покой и удовлетворение. К сожалению, эти приятные чувства довольно-таки быстро исчезают. И тогда одержимый страстью к покупкам человек вновь бежит по магазинам, оставляя там большое количество денег и покупая зачастую совершенно ненужные ему вещи.

   Согласно статистике, такой зависимостью страдает около 70% женщин, проживающих в развитых странах и обладающих достаточным уровнем дохода. Надо сказать, что развитию шопоголизма во многом способствует умело разработанная реклама, а также упоительный имидж так называемых «звезд» кинематографа, которые могут себе позволить огромное количество покупок. Стремясь подражать звездам, среди которых тоже немало шопоголиков, зависимые от покупок люди нередко приобретают по 10 пар туфель, а потом обнаруживают, что у них не осталось денег на еду.

ЭМОЦИОНАЛЬНО БЕДНЫЕ СЕМЬИ

   Как возникает шопоголизм?

   Если рассмотреть детские годы шопоголиков, то можно отметить две характерные и практически противоположные особенности их воспитания. К примеру, некоторые дети росли в семьях, где их желания немедленно удовлетворялись. Родители, недолго думая, покупали все, что хочет ребенок, тем самым как бы «откупаясь» от него. Таким образом, дитя усвоило, что счастье – это не когда тебя понимают и любят, а когда тебе в руки суют очередную игрушку из магазина. Когда такой человек становится взрослым, он уже не мыслит свое поведение без привычного стереотипа – и кидается в погоню за ощущением счастья, находя его в обладании все новыми и новыми вещами.

   С другой стороны, некоторые будущие шопоголики выросли в бедных семьях или в окружении чрезвычайно скупых на денежные траты родителей. Если им приходилось донашивать одежду и обувь старших детей, если они с завистью глядели на то, как их сверстникам купили новый компьютер или мобильный телефон, то немудрено, что ощущение счастья у них стало эмоционально связанным с обладанием новой вещью. В этом случае нужды ребенка не удовлетворялись. И он постоянно проводил свое время в мечтах о том, как он разбогатеет и начнет покупать все на свете.

   Следует отметить, что и в одном и в другом случае ребенок рос в атмосфере эмоциональной бедности, не получил возможности установить с родителями коммуникативные связи, наполненные душевным теплом. Именно это и «аукнулось» ему во взрослом возрасте.

   Еще один пример шопоголизма – это жены богачей, как бы запертые в «золотой клетке». Муж в такой семье сутками пропадает на работе либо же решает деловые вопросы со своими партнерами во время специфического «мужского досуга». А жена, которую лишь изредка «выводят в свет», томится в одиночестве. И постепенно вовлекается в бездумный шопоголизм, тем самым компенсируя недостаток внимания и любви со стороны своей второй половины.

   Более того, такие женщины зачастую сами ощущают себя «удачным приобретением» или «дорогой покупкой». И, как говорится, стремятся «сделать свои слезы бриллиантами». Иными словами, преодолеть чувство тоски и покинутости, наслаждаясь новыми приобретениями, особенно видя неприкрытые восхищение и зависть в глазах подруг.

ДЕПРЕССИЯ КАК ИТОГ

   Эксперты в этой области сообщают о различных градациях шопоголизма, ставя во главу угла степень адекватности человека. Так, некоторые любители покупок покупают действительно нужные вещи, но в немереных количествах. Они, как правило, соблазняются призывами торговцев «два по цене одного» или «оптом – дешевле». Вторые скрывают от близких свои истинные траты и стремятся делать тайные запасы денежных средств для того, чтобы предаваться своему излюбленному занятию. Те, которыми страсть к покупкам овладела в полной мере, ведут себя совершенно неадекватно. Кидают в корзину все, что попадется на глаза в супермаркете. И нередко затрудняются при расчете с кассиром, испытывая чрезвычайно болезненные ощущения, если какую-то вещь приходится возвращать.

   Отметим также, что шопоголик, стесненный в средствах, испытывает поистине танталовы муки. Бывает даже, что он решается на кражу. Парадоксально, но, даже пойдя на такую крайнюю меру ради удовлетворения своей страсти, шопоголик потом забрасывает вожделенную вещь в шкаф и полностью о ней забывает.

   У тех шопоголиков, которые не имеют «в загашнике» пары миллионов долларов, как правило, очень быстро возникают серьезные финансовые проблемы. Весь дом забит ненужными покупками, а вот на оплату коммунальных услуг или кредитов денег уже нет! От этого страдают и сам шопоголик, и его близкие.

   Причем со временем у зависимого от покупок человека усугубляются такие негативные ощущения, как тоска и неудовлетворенность, что может довести его до тяжелого депрессивного состояния. То есть, при крайней стадии этой зависимости, покупки уже перестают радовать и валяются нераспакованными по всему дому, в то время как сам шопоголик снова проводит время в мучительных метаниях по магазинам.

МЕНЯЕМ "ВЕКТОР СЧАСТЬЯ"

   Как же бороться со страстью, которая побуждает оставлять в торговых центрах всю имеющуюся наличность?

   Психологи рекомендуют постепенно менять свой «вектор счастья», развивать эмоциональную сферу и находить удовольствие в других областях жизни. Предварительно, конечно же, следует осознать свою проблему и приложить усилия для ее преодоления. К примеру, перед походом по магазинам следует составить краткий список покупок и брать с собой строго ограниченную сумму денег, избегая пользоваться кредитными картами.

   Перед тем, как сделать очередную покупку, нужно отложить ее на некоторое время и подумать – а так ли жизненно необходима эта вещь в хозяйстве? Есть и так называемые «продуктовые шопоголики», которые забивают холодильник горами ненужной еды, а затем, когда она испортится, выбрасывают все это на помойку. Таким людям рекомендуется хорошенько наесться перед тем, как отправляться поход на рынок или в супермаркет. Как известно, спровоцировать навязчивое желание накупить продуктов может и элементарное чувство голода.

   К настоящему времени группы Анонимных шопоголиков существуют в Америке, где первыми спохватились по поводу необходимости решения этой проблемы. А вот отечественным шопоголикам тоже не помешало бы создать группы взаимной поддержки. Ведь, как известно, адаптированные 12-шаговые программы помогают людям со сходными проблемами активно выздоравливать от той или иной овладевшей ими зависимости. 

Елена Русанова