До 2022 года российские стоматологи использовали более 85% материалов, произведённых за границей или с применением импортных компонентов. Когда иностранные компании покинули наш рынок, ситуация изменилась, но не для всех. «В столичных клиниках стремятся использовать более премиальные материалы и до последнего ищут возможности применять привычные западные бренды, несмотря на подорожание — пусть даже это подорожание в 2-3 или даже в 4 раза», — говорит Алексей Гершт, бизнес-эксперт в сфере стоматологической индустрии, основатель группы компаний по обеспечению стоматологических клиник Ника-Дент.
МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ О СОКРАЩЕНИИ УСЛУГ СТОМАТОЛОГОВ
Доступность и качество стоматологического лечения в условиях ограничений волнуют многих пациентов. Могут ли созданные западными компаниями ограничения настолько повлиять на отрасль, что какие-то виды стоматологических услуг исчезнут из числа общедоступных? Как заверили в группе компаний Ника-Дент, которая обеспечивает стоматологическими материалами более 8 000 клиник во всех регионах РФ, для негативного развития событий нет оснований.
— Выбор сохранился для всех, но с изменениями. Это относится и к пациентам, и к стоматологам. Нельзя сказать: выбирайте только те клиники, где применяют немецкие и итальянские материалы. Сегодня работают другие критерии, — объясняет Алексей Гершт, основатель ГК Ника-Дент.
По мнению эксперта, рынок достаточно быстро адаптировался к новым условиям. За последние два года несколько российских компаний смогли наладить систему поставок, которая позволяет закрывать все потребности стоматологии. Для этого заново созданы логистические цепочки для продукции привычных брендов, а также система дистрибуции товаров от производителей из Европы и Азии, которые не уступают им по качеству. Запущен механизм импортозамещения.
СРЕДНИЙ ЧЕК
29% россиян предпочитают платные стоматологические услуги, что делает стоматологию вторым по популярности направлением среди платных медицинских услуг после анализов и исследований. При этом чек за здоровые зубы растёт.
В январе 2025 года консультация, первичный осмотр, заполнение медицинской карты в популярных московских стоматологических клиниках средней ценовой категории стоили 1600 рублей, а непосредственно наложение пломбы из светополимерного композита 3000 руб. Цементная пломба стоила дешевле — всего одну тысячу.
Планируя расходы, стоит принять во внимание, что отдельно учитывается стоимость удаления старой пломбы (800 руб.). Не забываем про самый волнительный момент: будем сверлить. Формирование кариозной полости обойдётся в 500-700 рублей. Добавьте анестезию — 800 руб., разовый терапевтический набор — 400 руб., лоток — 400 руб., рентген — 600 руб. А также наложение прокладки 400 руб., шлифование пломбы 300 руб., применение коффердама (изолирующий латекс для защиты языка и щек) 1280 руб., запечатывание фиссур — 2500 руб. и другое.
Заметим, речь идёт о лечении обычного кариеса, когда не требуется проходить каналы — там прайс будет другим. Только использование одного гуттаперчивого штифта для канала оценивается в 1500 руб. И это вполне объяснимо — в нашей стране нет собственных источников природного каучука, латекса и некоторых других необходимых стоматологам материалов.
Итоговый чек зависит от вариативности состава услуги, квалификации врача, расходов на обновление и амортизацию оборудования. Стоимость стоматологического кресла, например, колеблется от нескольких сотен тысяч до миллионов рублей. Влияние оказывает даже престижность расположения клиники, ведь аренда стоит денег. И конечно, цены сильно колеблются в зависимости от стоимости и происхождения всех расходных материалов.
ТУРИСТЫ С ЗУБНОЙ БОЛЬЮ
Последнее время получил распространение стоматологический туризм.
Москвичи нередко едут лечить зубы в Рязань и Владимир, а некоторые жители регионов отправляются за импортными имплантами в Москву или, чтобы сэкономить, выбирают протезирование в Беларуси.
— Стоматологи в регионах охотнее используют более доступные по цене аналоги, включая продукцию, произведенную в РФ, активно осваивают технологии работы с новыми материалами. В результате многие пациенты отмечают улучшение качества обслуживания и доступность современных решений для лечения зубов не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах, — говорит Алексей Гершт. — По сути, на рынке теперь одновременно представлены позиции материалов, позволяющие закрыть потребности клиник и пациентов во всех ценовых категориях: от премиум до масс-маркета.
Многие товары, которые были доступны в ассортименте компаний, покинувших российский рынок или резко повысивших цены, сегодня имеют альтернативы и конкурентов. Замена, порой даже с превосходящими характеристиками, нашлась для хирургических шовных материалов, представленных ранее компанией Ethicon, входящей в состав Johnson & Johnson, швейцарским и немецким инструментам Maillefer и VDW, пломбировочным материалам знаменитой японской Fuji, полировочным продуктам из Италии и Франции и ещё сотням наименований цементов, микроинструментов, брекетов, кап, компонентов для протезирования.
— Все необходимые стоматологические материалы будут доступны на российском рынке даже в условиях санкций. Ключевое значение приобретает баланс стоимости и качества, — подчеркнул Гершт.
Вместе с тем эксперт предостерёг от соблазна выбрать самый дешевый вариант стоматологической услуги и, соответственно, материала для её оказания. Среди новых материалов могут быть такие, которые пока оставляют желать лучшего.
Поэтому важно проявлять осознанность при выборе клиники и предусмотрительность, чтобы не начинать изучение предложений и отзывов в последний момент с зубной болью. Главная рекомендация пациентам — найти своего врача, свою клинику, которая отвечает современным стандартам качества и юридическим требованиям, а также имеет приемлемую для него ценовую политику. После этого стоит довериться профессионалам. — заключил Алексей Гершт.
Опубликовано: 06.02.2025 в 13:43